Версия для печати

Календарь как модель; эллиптичность орбиты и функции календаря

(фрагмент лекции из цикла "Внутренняя природа календаря" )

Переходя от предыдущей темы – года как фрактала Универсального Цикла – к теме понятия и внутренней природы календаря, целесообразно отметить следующее.

Вообще практически каждый из календарей в своей глубинной основе (хотя это может быть забыто или искажено, или перевёрнуто, или представлено частично или однобоко) имеет именно Универсальный Цикл. Это редко высвечено на поверхности, потому что каждый календарь патронируется той или иной эгрегориальной системой. И по этой причине рассматриваются не универсальные принципы годового цикла как таковые, а акцент ставится на определённых аспектах и нюансах, фокус внимания смещается в сторону частностей, являющихся главными для соответствующей религии или философии.

Именно поэтому мы говорим, что, сохраняя особенности всех имеющихся систем, при создании Универсального Календаря Новой Эпохи необходимо в ствол рассмотрения ставить именно принципы, которые-то и дают питание для развития частностей.

Итак, помимо общеизвестных определений термина «календарь», давайте постараемся, насколько это возможно, непредвзято и свободно направить мысль на то, что это такое – календарь (мы сейчас не будем повторять известную этимологию самого слова, а рассмотрим именно, что это такое по его внутренней сути). Например, справедливым выглядит следующее определение календаря.

Календарь – это математическая и структурная модель года как Универсального Инволюционно-Эволюционного Цикла.

Одним из ключевых слов здесь является модель. Оно сразу нас соотносит с ментальным планом сознания. То есть это – некая ментальная конструкция, концепция. Модель создаётся для отображения, выражения или описания неких объективных процессов, явных или неявных.

Вместе с этим, в отличие от объективного циклического природно-космического процесса, который происходит и без волеизъявления человека, любая модель создаётся человеком, разумом человека. Иными словами, календарь (как модель года, являющегося фракталом Универсального Цикла) – продукт мышления, разумной творческой активности человеческого существа. Опираясь на это, мы можем дать ещё одно определение календаря.

Календарь – отклик сознания человека на его понимание универсальных принципов. Календарь – это отражение универсальной цикличности в сознании человека.

Разум и сознание человека развиваются от эпохи к эпохе. Развивается ёмкость сознания, за которой развивается и ёмкость календаря. То есть, развивается и трансформируется тот объём и качество, что человек сознательно вкладывает в понятие и структуру календаря. Так отражение становится всё больше и больше похожим на оригинал. То есть календарь, его внутренняя ментально-духовная часть, всё больше начинает выражать универсальные принципы. Хотя, конечно, его внешняя, математическая, или формульная, форма может оставаться прежней – видов математических формул календаря не так уж и много, например, 12х30+5 = 365; 13х28+1 = 365 и т.д.

Речь здесь идёт о том, что сознательно вкладывается человеком в значение элементов структуры – месяцев, недель, дней, полугодий, кварталов, равно как и сложение из годов больших циклов. Речь идёт именно о сознании, а не о том, как складываются цифры, чтобы получить 365; хотя это тоже имеет значение. Но без развития сознания и разумности, какой бы ни была золотой голая математика, календарь останется чисто социальным инструментом, что относится к самой простой его функции.

Именно поэтому мы утверждаем, что дело, в первую очередь, не в механическом конструировании и смене календаря на математически более гармоничный, а в изменении подхода к внутренней природе календаря.

Влияние календаря на сознание и сознания на календарь – это обоюдно направленный процесс. Характер и вектор влияния зависит от уровня сознания каждого конкретного человека. Например, если мы рассмотрим человека массового сознания, не развившего пока способности самостоятельно концептуально и образно мыслить, проявлять устремлённость к высшему и так далее, то в этом случае человек будет объектом приложения сил. Используемый им календарь будет медленно и методично через свою внешнюю структуру месяцев и недель, через терминологию и другие элементы воздействовать на его сознание, потихоньку и неосознанно для самого человека направляя его в ту или иную сторону. Можно сказать, календарь будет создавать неосознанную атмосферу для сознания человека. Это – медленный, экстенсивный путь, по которому неизбежно движутся люди до момента начала духовного просыпания. (При чём далеко не факт, что это вообще путь, скорее - просто пребываение во внешних энергиях данного календаря и всё). Иными словами, до начала пробуждения сознательной деятельности человек способен соприкоснуться только со внешней формой календаря, он способен вместить только её. Внутренний же универсализм и космология остаются для него, до поры до времени, недосягаемыми.

Если же мы рассмотрим духовно стремящегося человека, то здесь будет совершенно иная картина. Мыслящий человек во главу угла ставит работу сознания и разума, он идёт по пути осознанного самосовершенствования. Именно мыслители мира являются инициаторами реформ, преобразований и усовершенствований во всех областях жизни человека. А реформы может провести только то сознание, которое уже стало новым, уже прошло этот опыт. И став новым, оно создаёт структуру пройденного пути для тех, кто идёт за ним. Таким образом, для такого человека первичным является изменение сознания, а изменение внешней формы календаря является следствием, результирующим актом. И он его производит уже не только для себя, но и для тех, кто непосредственно идёт за ним. Такой человек в своей социальной жизни, разумеется, продолжает использовать внешнюю форму календаря, но для него открывается или приоткрывается его внутренняя, универсальная суть цикла как такового, то есть Путь; к чему календарь имеет вторичное отношение – как просто символьно-структурное его описание.

И вот посмотрите, мы можем сформулировать ещё одно определение календаря. Если годовой цикл является, как мы говорили на прошлом занятии, фракталом Универсального Инволюционно-Эволюционного Цикла и, значит, фракталом Пути, то отсюда следует вывод про значение календаря.

Календарь – модель Универсального Цикла, то есть модель Пути, Пути Духовного Восхождения. По крайней мере, в этом состоит его высшая цель и задача. Иными словами, модель календаря должна быть основана на принципе Универсального Цикла и прозрачно это демонстрировать в своей структуре.

Вернёмся к понятию модели. Это – ментальная конструкция, продукт разумной, ментальной работы.

Разумеется, задача всякой модели состоит в том, чтобы через свою символьно-математическую структуру как можно точнее выражать реальность. Отсюда ещё один момент – необходимость проведения линий соответствий между моделью и реальностью. И в этом отношении, когда мы говорим о календаре как о модели Универсального Цикла имеется два момента, которые могут вызвать определённую трудность. Один из них субъективный, который мы рассмотрим сейчас, а второй – объективный, связанный с действительными астрономическими особенностями годового цикла, который мы рассмотрим в следующей, математической, части.

В природе – проявленной и высшей – календаря, как некоего расписания или математической последовательности, не существует. В природе происходит объективный непрерывный процесс со всеми его фазами и подфазами. Календарь же, как ментальная конструкция, представляет этот процесс как полностью дискретный, то есть разделённый на определённые шаги. (Что тоже имеет под собой естественные основания – ибо шагами этими являются дни, то есть сутки, обороты Земли вокруг своей оси).

Годовой цикл является непрерывным, как мы знаем, а также отчасти дискретным. В чём эта дискретность выражена?

В объективных точках Равноденствий и Солнцестояний, которые своим фактом обозначают 4 квадранта года. Точки же между ними могут быть определены по-разному. Рассматривая тему инициирующих точек годового цикла с позиции базовых тригонометрических и космологических функций, мы обратимся к трём способам… На заключительном занятии.

Да… Хочу напомнить, что рассматриваемые сейчас вопросы не относятся к социальной, внешней функции календаря. Вернёмся к теме.

Итак, субъективный аспект, то, что зависит от сознания самого человека. Его можно представить в виде вопроса, который следует себе задать и поразмыслить над ним в связи с вышесказанным: живёт ли человек по календарю и календарь является определяющим инструментом его духовных алгоритмов и неким барьером, ограничивающим его от реальности, или сознание человека достаточно гибкое и способно воспринимать календарь именно как модель, которая призвана быть указателем в направлении реальности, которую она стремится выражать?

То есть, что стоит для человека, каждого самостоятельного человека, на первом месте – календарь или реальность?

Думаю, для осмысленного ответа на этот вопрос потребуется определённое время.

И ещё по поводу моделей и разума человека…

Мы знаем, что эволюция человека есть эволюция его сознания и разума. Разум развивается, опираясь на концепции, модели, ментальные структуры. Исчерпывая себя, прошлые модели становятся основой, субстратом для шага и приводят к созданию новых моделей и концепций, соответствующих новому уровню сознания. Что здесь хочется подчеркнуть – что воздействие модели, или концепции, на сознание человека двойственно, как двойственен и сам разум.

С одной стороны, для совершения каждого следующего шага по пути развития сознания создаётся отвечающая духу времени концепция, которая в течение определённого периода способствует его продвижению вперёд, служит, можно сказать, локомотивом.

С другой стороны, низший ум человека склонен проявлять привязанность к формальной стороне концепции, жить в устаревших и отживших формах, и тогда эта концепция становится уже тормозом на его пути развития.

И переход от одной концепции к другой – то всегда кризис: часть сознания привыкла и хочет пожить в старом, а другая часть понимает, что новое необходимо для движения. И неизбежно, что никакая из концепций не способна вместить в себя всю реальность; и также неизбежна потребность человека в концепциях для своего духовного роста.

Подводя итог этой части семинара, следует сделать заключение, что во главу угла встаёт необходимость, целесообразность системного, методического и углублённого изучения именно Универсальных принципов циклической эволюции сознания, Универсального Инволюционно-Эволюционного Цикла. Это так потому, что все внешние формы календарей как моделей в итоге выражают именно это, ибо это есть базис. И чем крепче этот базис будет усвоен сознанием, тем легче при работе с календарём как моделью пролагать гибкие линии соответствия между ним и реальностью.

Объективные природно-космические циклы и календарь

Для освещения этой темы нам неизбежно придётся чуть-чуть забежать вперёд и сказать о некоторых важных и желательных, как нам видится, атрибутах, точнее, свойствах внешней формы календаря.

Конечно, календарь как модель имеет свою внешнюю форму – это его математическая структура. Она, мы знаем, может быть гармоничной или негармоничной. Попросту говоря – отвечающей здравому математическому смыслу или нет.

Итак, одно из требований при конструировании календаря, которое может быть к нему выдвинуто, это равномерность и упорядоченность внутригодовых малых периодов – месяцев, недель и т.д. Иными словами, нужно ответить на вопрос: хотим ли мы, чтобы в месяцах (сколько бы их ни было в каждом конкретном календаре) было равное число дней? Целесообразно ли, чтобы ход недель коррелировал с ходом месяцев в году? Или это два независимые друг от друга алгоритма?

И наконец, считаем ли мы здравым, чтобы полугодия и четверти года в календаре имели равную продолжительность?

И вот начиная с последнего вопроса, давайте перейдём к теме объективных астрономических сложностей при создании идеальной (да и вообще любой) модели календаря, модели, которая через свою совершенную математику и структуру выражает идеальную математическую модель Универсального Инволюционно-Эволюционного Цикла.

Попробую изложить тему проще.

Давайте представим, что мы создали математически совершенный календарь; в нём, как в идеальной модели, сияет блеском гармония чисел.

Технически это не очень сложное задание. Например, известный многим календарь 13 месяцев, или тонов, по 28 дней +1 день = 365 дней года.

Его общая, или базовая, формула: 13х28+1 = 365.

Или это календарь 12 месяцев по 30 дней +5 дней = 365 дней.

Его общая формула: 12х30+5 = 365.

Рассмотрим первый пример. В нём последовательность семидневных недель коррелирует с месяцами: каждый месяц вмещает ровно 4 недели по 7 дней. Соответственно каждое полугодие – это 26 недель, а четверть года – 13 недель. Иными словами, по числам, по красоте, по гармонии и структуре – всё идеально.

Тем не менее, давайте сопоставим его с реальной годовой астрономической картиной. Конечно, мы здесь рассматриваем только тропический год.

(Хочу, чтобы было понятно, что этим мы не критикуем какой-либо календарь, а приводим один из самых животрепещущих примеров сопоставления модели и реальности. К стати, для примера взяли один из самых гармоничных с точки зрения структуры и числа календарей…)

Посмотрим на реальную структуру годового цикла Земли вокруг Солнца. (Подобным образом можно рассматривать любые реальные циклы, разумеется).

И ещё, что нужно отметить, на что обратить внимание.

Давайте представим, вспомним любые известные нам циклы: синодический и сидерический лунные циклы, тропический и звёздный годы Земли, циклы планет и любые-прелюбые другие… Каждый цикл является единицей, некой цельностью, полнотой и завершённостью. Это – аксиома, очевидная всем нам. Например, сутки – от полуночи до следующей полуночи – это целостный Универсальный цикл; год – тоже целостный цикл; лунный месяц – целостный цикл и т.д.

Вместе с этим, каждый целостный больший цикл состоит из целостных меньших циклов. И вот здесь – уже при сопоставлении числа меньших объективных цельных циклов, входящих в состав большего цельного объективного цикла – встаёт ключевой вопрос, связанный с соотнесением моделей и реальности. Иррациональность. Иррациональность и флюктуация циклов. А если говорить именно о Земле, то это эксцентриситет её орбиты.

Один солнечный год – цельность; одни сутки – меньшая, являющаяся частью первой, цельность. Однако число суток в году является иррациональным и, с точки зрения математики, не может быть приведено в соответствие с годом.

1 год = 365, 24199 (хвост цифр) суток.

(Более того, это именно среднее значение года; в реальности же продолжительность тропического года, как и всех других циклов, подвержена флюктуации, то есть не является исчерпывающе постоянной. Например, год между Зимними Солнцестояниями 2015 и 2016 годов составляет 365 сут. 5 час. 56 мин, а между 2016 и 2017 – 365 сут. 5 час. 44 мин.)

Вообще все циклы представлены иррациональными числами, то есть где есть бесконечный хвост цифр. Следовательно, совершенная математическая корреляция между ними невозможна. Это известно математикам и астрономам. Например, не существует идеальной формулы для решения вопроса високосности. Все формулы корреляции циклов являются лишь приближениями.

Конечно же, мы не хотим сказать – плохо это или хорошо – это природа.

Наша задача продемонстрировать этим невозможность модели исчерпывающе выражать реальностью – она может только стремиться к этому, что и происходит с каждым этапом смены ментальных структур на более совершенные и внесением внутрь них мыслеформы относительно связи реального года и его модели.

Вряд ли мы сейчас сможем прибавить что-то новое в попытках раскрыть природу иррациональности циклов и эксцентричности орбит небесных тел. Можем лишь повторить ту известную теорию, или гипотезу, которой придерживаемся сами, хотя её (повторю, на наш взгляд) невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть конкретным умом. Сейчас постараюсь кратко её пересказать.

Итак, все небесные тела, вся жизнь от галактик до атомов с начала времён пребывает в постоянном циклическом движении. При этом совершенным образом не коррелируют никакие из них, а все соотношения являются лишь приближениями к целочисленным.

Должно ли так быть? Или это произошло уже по ходу развития вселенной? Вопросы риторические.

Почему? И что это несёт? На эти вопросы можно ответить гипотетически.

Почему? Гипотеза состоит в том, что совершенное соответствие циклов, то есть их совершенная математическая корреляция, когда их соотношение можно выразить целыми числами, достигается в конце существования проявленной вселенной, то есть в конце манвантары. И именно это (с точки зрении математики и небесной механики) и есть цель вселенной – прийти к совершенной гармонии.

Иными словами, в начале манвантары происходит разбегание циклов в стороны от совершенных пропорций с тем, чтобы, пройдя круг опыта, вернуться к совершенной гармонии в конце времён, но уже на новом уровне. То есть достижение идеальной гармонии циклов есть завершение существования проявленного мира. Попросту говоря, когда всё сошлось, как того хотелось, результат оказывается достигнутым. Наступает пралайя, храня в своём небытии достигнутый уровень совершенства, после чего приходит пора нового цикла проявления, новой манвантары. И тогда циклы вновь разбегаются в своей иррациональности и флюктуации, чтобы дать возможность эволюционирующему сознанию существ пройти предназначенный опыт.

Что это несёт (иррациональность, а также флюктуация)? Она даёт непрестанное движение и раскрытие всё новых и новых ситуаций; это перманентный инициирующий, побуждающий и вдохновляющий фактор!

В природе не существует не только рационально выражаемых циклов, но и постоянных, стабильных, циклов. Все они пребывают в процессе некой флюктуации, колебания значений. Даже продолжительность астрономических суток (периода от полуночи до следующей полуночи) только на часах всегда равна 24 часам 00 минутам и 00 секундам (в астрономии называется средним временем). На деле же в течение года фактическая продолжительность суток постоянно с различной динамикой (до 30 и более секунд в сутки, если правильно помню… уточните, пожалуйста) изменяется.

С точки зрения прохождения планетой ключевых событий – Равноденствий и Солнцестояний, новолуний, полнолуний и т.д., эта динамика выражается в том, что каждый раз событие приходится во время различных суточных положений Планеты. Например, если в 2015 году полдень в момент Зимнего Солнцестояния был на 107037’ Восточной Долготы, то в 2016 он произойдёт на 18037’ Восточной Долготы. И так каждый год инициируемый меридиан будет другим.

Да собственно и продолжительность кварталов, или четвертей года, вместе с тем, что она неравномерна, подвержена флюктуации – и это естественный процесс, можно сказать, «дыхания циклов».

Практическая же суть состоит в том, чтобы определить на какой долготе в момент события (полнолуния, Солнцестояния и др.) полночь, на какой полдень и как проходят восточная и западная линии терминатора (линии разграничения дня и ночи). Это позволяет выделить на Планете четыре зоны, где в момент события проходит ночь, утро, день и вечер, потому что каждая из этих зон воспринимает инициацию события со своими характерными особенностями, что связано со взаимодействием четырёх космических стихий.

(Мы сейчас не будем широко разворачивать эту тему, хотя и весьма интересную, потому что задача – только продемонстрировать необходимость иррациональности. Подобными вопросами занимается такое направление как астрогеография. Думаю, что у нас получится провести несколько вводных занятий по этой смежной между астрономией и географией дисциплине).

Итак, вернёмся к нашей теме – иррациональности циклов и календарям как идеальным моделям.

Тропический год в среднем составляет 365,24199 суток. (Мы сейчас пока даже не будем рассматривать вопрос високосности, который, как мы отметили, формульного решения не имеет. Но это не значит, разумеется, что с ним не нужно работать и что он не имеет решения вообще… Имеет).

При этом продолжительность сезонов по причине эксцентриситета орбиты различна (укажем приблизительные значения длительности периодов между четырьмя осевыми точками года):

Зима – 89 дней и 1 час;

Весна – 92 дня и 20 часов;            первое полугодие – 181 день и 21 час;

Лето – 93 дня и 14 часов;

Осень – 89 дней и 19 часов;          второе полугодие – 183 дня и 9 часов.

Верхнее, или зимнее, полугодие (осень + зима) – 178 дней и 20 часов.

Нижнее, или летнее, полугодие (весна + лето) – 186 дней и 10 часов.

(И это только средние значения без рассмотрения ежегодных флюктуаций).

Таким образом, даже когда календарь описывает год целиком математически гармоничным образом, то добиться полного календарного соответствия и объективной динамики сезонов года, как фрактала Универсального Цикла, очевидно, невозможно. Этот факт необходимо всегда учитывать при создании календаря, а при его использовании – помнить о нём, о календаре, как о внешнем инструменте.

(Календарная структура 4-х четвертей равномерна и упорядочена как модель. Она имеет свои соотнесения со стихиями и направлениями. Однако реальные четверти года, формируемые кардинальным крестом Равноденствий и Солнцестояний, имеют разную продолжительность, что необходимо осознавать при использовании календаря).

Ещё раз. Объективные опорные точки года известны - Равноденствия и Солнцестояния; и структкра любого календаря должна тем или иным образом на них опираться. Например, в данном случае с календарём формулы 13х28+1 осевым днём года "+1" принят день Зимнего Солнцестояния. Это точка фиксации данного календаря. В нём Осевым Днём года, или Днём Мира, или Днём Вне Времени, для любого данного региона Земли являются сутки, на которые приходится точка Зимнего Солцнестояния. Это понятно и естественно. Но вот затем остальные кардинальные точки объективного годового цикла уже чуть-чуть, в 2-3 дня, расходятся с календарной равномерной моделью. И это необходимо учитывать.

Например, Весеннее Равноденствие, отмечающее прохождение первой четверти объективного года, здесь приходится чаще всего на 5 день 4-го тона (20 марта), а первая четверть календарного года заканчивается в 7 день 4-го тона. Поэтому хотя 6 и 7 дни номинально, социально, могут считаться относящимися к первой четверти, но нужно помнить, что начиная с точки Равноденствия уже начался следующий годовой этап.

Итак, мы говорим о об иррациональности орбиты и математическом совершенстве календаря и размышляем о том, каким образом было бы грамотно позиционировать эти два фактора по отношению к друг другу. На наш взгляд, следует принимать во внимание следующие два взаимодополняющие момента, опираясь на пересказанную чуть ранее гипотезу о природе и значении иррациональности.

Один из подходов состоит в том, что, не имея возможности полностью постичь природу иррациональности, человеческий разум создаёт инструмент (календарь) который был бы рационален и равномерен, но который неизбежно пребывает в определённом, разумеется, объяснимом противоречии с фактической реальностью.

Другой подход говорит о том, что человеческое существо, зная на некоем глубинном уровне, который ещё недоступен для его конкретного ума, что иррациональность есть динамический фактор, устремляющий вселенную к совершенной гармонии в завершении манвантары, конструируя календари, стремится создать эту гармонию в календаре как внешнем инструменте, словно устремляя своё сознание к окончательной высокой цели эволюционного цикла.

Вернёмся к продолжительности квадрантов года…

Кринин М.